Иллюстрированный самоучитель по Secret Virtual Sound


         

Век "всеобщей виртуализации"


В наши дни основной вектор развития музыкальных компьютерных технологий направлен в область ресурсозависимых (Native) технологий.

Ведущие разработчики музыкального программного обеспечения ориентируются в основном на программную (виртуальную) технологию обработки звука — без применения специализированных аппаратных устройств (Native Audio Processing).

Фирма Steinberg (http://www.steinberg.net, http:/www.nuendo.com) развенчивает ложное представление о незаменимости аппаратных средств и заявляет, что ее продукт — программа Nuendo — превращает PC в DAW (Digital Audio Workstation — цифровая рабочая аудиостанция), которая не нуждается в "специализированных аппаратных средствах DSP".

Об этом открыто продекларировано в документации к программе: "один из замечательных мифов цифровых аудиосистем состоит в том, что для построения полноценной цифровой рабочей станции требуются вагоны 'железа' и DSP-чипов Nuendo не нуждается ни в каких специализированных аппаратных средствах DSP и так, постоянно адаптируясь к текущему состоянию of-the-art-технологии, тем самым обеспечивая себе статус профессиональной промышленной платформы в течение последующих лет".

Примечание

Цитата приведена из документации к программе Nuendo: "One of the great myths of digital audio systems is that truckloads of audio hardware and DSP chips are necessary to build a capable audio workstation. ... Nuendo needs no dedicated DSP hardware and so constantly adapts itself to the current state-of-the-art technology".

DSP-чип

DSP (digital signal processor) — специализированный процессор цифровой обработки сигнала.

Теперь несколько слов о "сопутствующих товарах" — plug-ins, встраиваемых приложениях или виртуальных эффектах.

Здесь тоже наблюдается значительный прогресс. Раньше низкая производительность PC тормозила рост качества алгоритмов, заложенных в разнотипные встраиваемые приложения. Поэтому разработчикам приходилось идти на компромисс, например, использовать 16-битные алгоритмы, всевозможные упрощения, усечения и т. д.

Сегодня прежний сдерживающий фактор — недостаток быстродействия — стремительно исчезает, что, в свою очередь, дает небывалый простор для технических решений разработчиков plug-ins.

Так, уже сейчас во многих plug-ins используется 64-битная внутренняя точность обработки, что, в принципе, и является одним из важнейших показателей профессиональности приложений. Показатель, который находится в одном ряду с другими всевозможными хитростями и ноу-хау — в виде моделирования высококачественных аналоговых устройств, психоакустических алгоритмов и т. д.

Теперь посмотрим на тенденцию "всеобщей виртуализации" с точки зрения потребителей: профессионалов и любителей.

Последнее время все чаще в различных публикациях, в том числе и в Интернете, появляются схожие по тональности мнения звукорежиссеров и других специалистов по цифровому аудио о том, что значительно удобнее работать с компьютерной программой, чем сражаться с ветряными мельницами в виде ящичков и коробочек, связанных между собой паутиной проводов.

Подведем промежуточный итог: нет сомнений в том, что сегодня происходит необратимый процесс виртуализации студий — и мы являемся его свидетелями. Наконец-то настало время, когда все этапы работы с музыкальным материалом можно производить только в компьютере.

И теперь звук может обрабатываться, не покидая его пределов, вплоть до последнего этапа — переноса на коммерческий носитель (CD-Audio, DVD-Audio и т. д.).

Итак, если вы, уважаемые читатели:

  • не желаете превращать свое жизненное пространство в склад "мгновенно устаревающего железа";
  • намерены максимально использовать последние достижения в области компьютерных технологий (имея при этом возможность оперативно их менять);
  • планируете расходовать средства на занятия музыкой в разумных пределах,
  • то настоятельно рекомендуем вам обратить свой взгляд в направлении виртуальных звуковых технологий.

    И еще один штрих — сравним простоту освоения разнородных продуктов рынка: программ для PC и аппаратных устройств.

    В действительности оборудование, которое предлагают ведущие фирмы для домашних студий, постоянно усложняется. Например, документация к цифровому микшерному пульту в ценовом диапазоне от 6000 $ может в пять раз превышать по объему документацию к программному обеспечению для PC (например, документацию к программе Nuendo).

    Это объясняется тем, что подобное сложное изделие представляет собой специализированный компьютер со своей внутренней операционной системой. Поэтому человеку, незнакомому с компьютерными технологиями, освоить подобное устройство будет уже нелегко.

    Сформулируем вывод, сделанный жизнью: музыканту, живущему в век информационных технологий, так или иначе не избежать изучения компьютера. Возврата к "старым добрым ящикам", по всей видимости, уже не предвидится.

    Но свобода выбора остается. Она заключается в том, что человек сам решает, в какой из областей наращивать свои знания: изучать постоянно меняющееся многообразие специализированных устройств или осваивать стандартизированное программное обеспечение для PC.



    Содержание  Назад  Вперед