Визуальное руководство по звукозаписи и продюссированию

       

Использование эквалайзера: инструкции «шаг за шагом»


Когда вы в первый раз беретесь за эквалайзер микшера, хорошая идея – поиграться с ручками, чтобы получше узнать, как они работают. Потому что, когда вы начнете работать над проектом с другими людьми, вы должны быстро получать нужный звук. Следующая процедура поможет вам действовать более эффективно.

  • Сброс на «0»
  • Сбросьте уровни громкости эквалайзера на «0».  Обычно это означает установку ручек указателями вверх (не всегда против часовой стрелки). В такой позиции вы ни усиливаете, ни ослабляете ни одну частоту.

    Рис. 80. Ручка эквалайзера, установленная на «0».

    Даже если эквалайзер имеет выключатель («вкл/выкл.»), все равно его ручка громкости должна быть выставлена на «0», так чтобы включение эквалайзера не произвело никаких последствий и вы могли бы начать с нуля, а не с неизвестной установки. Во многих профессиональных студиях, если вы не нормализовали ручки после своей сессии, вы впоследствии получите нарекание от управляющего.

  • Прослушивание
  • Самая распространенная ошибка неопытного инженера состоит в том, что он начинает крутить ручки эквалайзера, не послушав звучание. Не прикасайтесь к ручкам, если вы не знаете, что собираетесь сделать. Слушайте, пытайтесь найти в звуке что-либо неправильное, и, если все в порядке – не разрушайте его.

          Существует много разных деталей, к которым необходимо прислушаться во время эквализации. Три основные вещи: не является ли звук мутным, нет ли раздражающих частот в среднем диапазоне и достаточно ли ярок звук. Если вы еще не сделали этого во время записи на мультитрек, вам стоит по меньшей мере озаботиться каждым из этих аспектов, которые покрывают 75% всего, что предстоит сделать во время эквализации.

    а) Устранение мутности (100-800 Гц): проверьте каждый инструмент на мутность звучания. Барабаны-бочки почти всегда нуждаются в устранении мутности (если это не барабан в хип-хопе или рэпе). Другие потенциально мутные инструменты: тома, бас-гитара, пианино, акустическая гитара, губная гармоника. Мутность – обычно около 300 Гц.


    Если вы вырежете мутность слишком сильно, инструмент потеряет свой основной звук, т.к. мутность соотносится с телом большинства звуков. Вырезая мутные частоты, всегда проверяйте, не потеряли ли вы также свой низ: низкие низа. Вы можете компенсировать потерю увеличивая в районе 40-60 Гц. Параметрируя эквалайзер в зоне специфической частоты мутности помогает сохранить основной низ звука.

    б) Устранение назойливости (1000-5000 Гц): найдите и вырежьте все режущие ухо частоты в среднем диапазоне (1000-5000 Гц). Вокал, электрогитары, цимбалы (включая хай-хэт) часто нуждаются в таком вырезании частот. В зависимости от типа музыки ( а также типа самого барабана) в этом вырезании нуждаются и дробные барабаны. Наилучший способ нахождения раздражающей частоты состоит в прослушивании на большой громкости. Никогда не усливайте и не вырезайте частоты в среднем диапазоне слишком сильно, чтобы не выхолостить звук. Соответственно, вы должны компенсировать высокие (5000-8000 Гц). Параметрируйте эквалайзер в зоне специфических раздражающих частот, чтобы не получить общую потерю яркости.

    в) Усиление высоких (5000-8000 Гц): усиление высоких на инструменте, который звучит скучно, например, дробный барабан – часто зависит от музыкального стиля. В R&B, танцах, и большинстве типов рок-н-ролла необходима большая четкость, чем в других стилях. Кантри, мидл-оф-зэ-роад и фолк не нуждаются в таком усилении, они должны звучать более натурально.

  • Установка ширины полосы частоты.


  • а) Вырезая мутные частоты, устанавливайте ширину как можно уже, т.к. при широкой полосе вы потеряете низ.





    Рис. 81. Широкая и узкая полоса вырезания 300 Гц.

    б) Вырезая «надоедливые» частоты в среднем диапазоне устанавливайте полосу как можно уже – по той же самой причине. При использовании широкой полосы на вокале, гитарах, цымбаллах – вы потеряете «тело» звука в среднем диапазоне. Звук станет выхолощенным.

    с) Усиливая высокие, устанавливайте среднюю ширину полосы. Она звучит более натурально. Если есть сомнения в величине ширины полосы, начните с самой тонкой.



    Плавно поворачивая ручку громкости, добейтесь необходимого увеличения или вырезания найденной частоты.

  • Проверка – сделали ли вы то, что хотели.


  • Выключите и снова включите эквалайзер, сравнивая результат с оригинальным звучанием до эквализации – действительно ли вы добились, чего хотели? Если у вас нет на пульте кнопки отключения эквалайзера, просто установите ручку громксти частоты на «0», а затем верните в точное исходное положение. Это также полезно, если у вас на канале более, чем один эквалайзер. Например, вы вырезали мутность на одной полосе и добавили яркость верхов на другой. Если вы просто выключите эквалайзер – вы отключите обе полосы. Вместо этого поверните ручку громкости одной из полос на «0» - и вы увидите, действительно ли вы сделали то, что нужно.

    Итак, я привел длинный обзор того, как использовать эквалайзер. Тем не менее, чтобы понять все тонкости, необходим практический опыт. Для тех из вас, кто только начинает, приведу таблицу эквализации известных инструментов, хотя, в действительности, каждый инструмент звучит по-разному.

    Частота

    40-100

    100-200

    200-800

    800-1000

    1000-5000

    5000-8000

    8000-12000

    ИНСТРУМЕНТЫ

    Бас

    Низ

    Округлость

    Мутность

    Основа - на маленьких спикерах

    Присутствие (Presense)

    Высокие

    Шум

    Бочка

    Низ

    Округлость

    Мутность

    Высокие

    Шум

    Рабочий барабан

    Х

    Полнота

    Мутность

    Присутствие

    Х

    Тома

    Полнота

    Мутность

    Присутствие, назойливость

    Высокие

    Х

    Напольный том

    Низ

    Полнота

    Мутность

    Присутствие

    Х

    Хай-хэт, тарелки

    Х

    Мутность, утечка

    Назойливость

    Ясность, четкость

    Сияние, шипение

    Голос

    Гул

    Полнота

    Мутность

    Присутствие, назойливость, «телефон»

    Ясность, четкость, шипение – 6К

    Яскрение, шум

    Клавишные

    Низ

    Полнота

    Мутность

    Мутность

    Присутствие

    Ясность

    Гармоники

    Губ. Гармоника

    Педальный шум (Pedal noice)

    Мутность

    Гнусавость

    четкость

    Электрогитара

    Х

    Полнота, кранч

    Мутность, округлость

    Резкость, назойливость

    Четкость, «тонкость»

    Шум

    Ак. Гитара

    Х

    Полнота

    Мутность

    Ясность, четкость

    Искрение

    Орган

    Низ

    Полнота

    Мутность

    Ясность, четкость

    Струнные

    Низ

    Полнота

    Мутность

    Назойливость, «цифровой» звук

    Ясность, четкость

    Искрение

    Медные духовые

    Х

    Полнота

    Мутность

    Округлость

    Ясность, четкость

    Конги

    Гулкость

    Полнота

    Мутность

    Ясность, четкость

    Гармоника

    Х

    Полнота

    Мутность

    назойливость

    Ясность, четкость

    Х

    <



    /p>

    Таблица 4. Таблица эквализации

    Частота

    Хайхэт

    Бочка

    Рабочий

    Тарелки

    Тома

    Верхние высокие (10-12к)

    +3

    +3

    Высокие (5-8к)

    +5

    +7

    +6

    Низкая середина (200-400)

    -9

    -10

    -6

    -6

    Низкие (40-60)

    +2

    Частота

    Бас

    Перегр. гитара

    Чистая гитара

    Акк. гитара

    Клавишные

    Вокал

    Верхние высокие (10-12к)

    +4

    Высокие (5-8к)

    +3

    +3

    +3

    +2

    Средние (1-3к)

    +5

    +3

    Низкая середина (200-400)

    -3

    -5

    -5

    Низкие (40-60)

    +2

    Таблица 5. Общая быстрая основная эквализация.

    Хайхэт

    Низкие

    Средние

    Высокие

    Вырезать муть в районе 300 Гц.

    Если есть «зудящая» частота – найти и вырезать

    Для большей яркости – приподнять н а3-6 Дб. В районе 12 КГц.

    Бочка

    Низкие

    Средние

    Высокие

    Вырезать муть в районе 300 Гц.

    Приподнять высокие в районе 5-6 КГц. Если добавить в районе 12 КГц – добавятся также шумы и звуки тарелок.

    Дробный барабан

    Низкие

    Средние

    Высокие

    Добавить немного в районе 60-100 Гц, если дробник звучит слишком тускло

    Если есть «зудящая» частота – найти и вырезать

    Добавить 3-10 Дб. в районе 6 КГц.

    Тома

    Низкие

    Средние

    Высокие

    Вырезать гул в районе 300 Гц.

    Приподнять на 3-8 Дб. в районе 5 КГц. Для напольного тома – приподнять меньше, чем для навесных.

    тарелки

    Низкие

    Средние

    Высокие

    Вырезать муть в районе 300 Гц.

    Особенно тщательно вырезать все «зудящие» частоты

    Возможно, приподнять немного в районе 6КГц и/или 12КГц – возможно, это сделает их более резкими

    Басгитара

    Низкие

    Средние

    Высокие

    Возможно, приподнять в районе 40-60Гц, если песня «напрашивается» на это. Возможно, вырезать муть в районе 300 Гц.

    Приподнять в районе 1-2КГц, для большего «присутствия», если не слышен отзвук струн.

    Приподнять в районе 5КГц, для большего «присутствия», если микс достаточно чтобы это было слышно.

    Электрогитара

    Низкие

    Средние

    Высокие

    По необходимости, приподнять или вырезать в районе 300 Гц.

    Приподнять в районе 3КГц для большей остроты. Вырезать в районе 3КГц для большей прозрачности.

    Приподнять в районе 6КГц для большего «присутствия» и чистоты. Приподнять на 10 КГц для «искрения»

    Аккустическая гитара

    Низкие

    Средние

    Высокие

    Вырезать муть и гул в районе 100-300Гц.

    Вырезать 1-3КГц. для придания образу высоты и прозрачности

    Приподнять в районе 6КГц для большего «присутствия» и чистоты. Приподнять на 10 КГц для «искрения»

    Клавишные

    Низкие

    Средние

    Высокие

    Вырезать муть в районе 300 Гц.

    Вырезать «завалы» (honkiness) в районе 1КГц

    Приподнять в районе 6КГц для большего «присутствия» и чистоты.

    Вокал

    Низкие

    Средние

    Высокие

    Вырезать или приподнять в районе 300 Гц в зависимости от голоса, микрофона, а также использования в миксе

    Прислушаться и вырезать все «завалы» (звук- как в телефонной трубке).

    Приподнять в районе 6КГц для большего «присутствия» и чистоты.

    Медные духовые

    Низкие

    Средние

    Высокие

    Найти и вырезать все «зудящие» частоты

    Таблица 6. Типичные установки для типичных инструментов.


    Содержание раздела